Подзор - это вышитая или кружевная полоска, которая пришивалась к краю простыни и должна была свисать с перины, закрывая пространство под кроватью. Ранние свидетельства о вышивке на простынях относятся к началу 18 века, и, по всей вероятности, мода на подзоры пришла в Россию из Европы в петровские времена. Во всяком случае, на сайте Эрмитажа можно увидеть итальянские подзоры, по стилю похожие на подзоры Руского Севера.
В 18 веке подзоры украшали комнаты аристократов и богатых купцов, и, видимо, поэтому до нас дошло немало подзоров, поражающих мастерством исполнения - их делали для приданного помещичьих и купеческих дочек профессиональные мастерицы, которые не были ограничены в дорогих материалах или времени на выполнение работы.
Часто подзоры делались в технике вышивки по сетке — весьма трудоемкий, но эффектный метод рукоделия. На них изображались сцены из жизни аристократов, дамы и кавалеры в придворных нарядах, садовые павильоны, экзотические сюжеты со слонами, сцены из русских сказок.
Были на подзорах и более древние образы в духе Древней Руси, изображения чудо-зверей, еще актуальных в 18 веке — единорогов, сиринов. К сожалению, происхождение этих вещей по большей части не установлено, однако известно, что птица Сирин была очень популярна у старообрядцев, а один из подзоров практически повторяет старообрядческую картинку с этим чудо-существом.
В 19 веке подзоры вышли из моды в помещищьей среде, но эта мода была подхвачена богатыми крестьянами. Может быть, дворяне просто продавали за полцены не нужные им самим подзоры представителям низших классов, давая тем не только прекрасные вещи, но и мошный источник вдохновения для их собственных вышивок — на подзорах, на полотенцах.
Крестьяне 19 века постельным бельем, как правило, не пользовались — постоянно стелили простыни только самые богатые деревенские жители. Кроватей в крестьянских домах зачастую не было, хозяева спали на полу или на лавках. Порой крестьяне побогаче ставили в горнице кровать, но она использовалась не для сна, а как украшение избы — на праздник ее застилали красивыми покрывалами, клали пуховые подушки, и в этом убранстве немалую роль играл подзор.
На свадьбе молодые крестьяне на кровати все-таки спали, причем свадебная постель убиралась особенно богато, у лучших невест северных деревень на кровати могло быть с десяток простыней с нарядными подзорами — их стелили так, чтобы нижний подзор выглядывал из-под верхнего. Бедным невестам убранство для свадебной кровати приходилось одалживать. У крестьян складывались собственные традиции украшения подзоров, в определенной деревне могли отдавать предпочтение определенным орнаментам.
Фото: "Русская вышивка и кружево", Ефимова, Белогорская.
metmuseum.org