Некоторые специалисты в области вязания, приводят доводы, что вязание спицами возникло задолго до нашей эры. Они считают, что раз ткачество с помощью станка и вышивание существовали уже в 19-20 гг. до н.э., то не мог не бытовать более простой способ рукоделия - вязание на пальцах и на спицах. Но несмотря на то, что древние египтяне умели сохранять ткани, пропитывая их определенным составом, до наших дней не дошли древние вязаные образцы.
Чехословацкая специалистка прошлого века Людмила Пешкова объясняет этот факт так: «Понятно, почему не были найдены вязаные вещи того периода, ведь ручной трикотаж сравнительно легко подвергается порче. Точно так не исключено, что вначале вязаные вещи входили в каждодневный обиход низших каст (семитки, рельеф воина, носки в коптских гробницах), и, конечно, не могло не иметь значения то, что вязаные вещи можно было легко распустить и связать иные, чем значительно снижались долгосрочность и прочность материала».
В 19 веке была распространена гипотеза автора работы «История машинного трикотажа и кружевных изделий машинного производства» Вильяма Фелкина о том, что вязание спицами было известно еще в Древней Греции. Он считал, что убор, который героиня Одиссеи Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался. Ведь именно вязаные вещи можно довольно легко и быстро распускать и создавать вновь.
В Россию техника вязания спицами и крючком пришла из европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и Скандинавии. У нас это декоративно-прикладное искусство освоили молодые крестьянские девушки. Мастерицы искусницы учились вязать с раннего детства. Ведь девушка к свадьбе должна была собственноручно создавать себе богатое приданое. В него входили не только свадебное платье, постельные принадлежности, шторы, вышитые рушники и скатерти, но и из вязаные варежки с носками для всех будущих родственников со стороны жениха.
Для разных изделий использовались разные нити на изготовление которых шли шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы.
Вязанию двумя спицами предшествовала так называемая техника вязания одной иглой, которая отменно копировала лицевую и изнаночную гладь. Такой способ отличался от привычного вязания на спицах и скорее походил на плетение. Для работы брали нить длиной от 1,5 до 2 метров. В процессе вязания очередную нить отрывали, концы нитей связывали между собой и таким образом продолжали вязать. Готовое изделие, как правило, замачивали в горячей воде. Именно так оно становится «похожим на валенок», облегченным, прочным и очень теплым.
Эту культурную традицию в практическом применении потомки первых переселенцев перенесли и сохранили вплоть до ХХI века. Уникальную технику чалдонского одноигольного вязания на Руси отличают: специфическая техника набора «намотов» на пальцы руки; количество «намотов»; разные способы работы с оторванной для вязания нитью; использование не только самопряденной нити из овечьей шерсти, но и самопряденной нити из конского волоса.
Одноигольное вязание существовало на территории всей Иркутской области в среде русских переселенцев – чалдонов и их потомков В ХVII – ХХ вв. Подлинные свидетели тому - экспонаты фондов Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Также эта технология была заимствована аборигенами – западными бурятами, проживающими в близком взаимодействии со старожилами.
Вероятнее всего на территорию Иркутской области эта технология была принесена переселенцами с Русского Севера, широко использующих в быту одноигольное вязание для изготовления предметов одежды. Поскольку, климатические условия на Севере и в Сибири практически одинаковы, то и предметы одежды за редким исключением использовались те же самые.
По сведениям информантов, кроме рукавиц традиционной формы старожилами вязались кокольды. Они отличались прорезью на запястье и использовались не только для зимней работы в лесу, но и на охоте. Кокольды старожилы заимствовали у эвенков, проживающих на севере Иркутской области. Форма кокольд с разрезом на запястье позволяла охотнику быстро вынимать руки из рукавиц, при этом не снимая их.
Про крючок пишут, что он пришел в Россию из Европы и получил широкое распространение лишь с конца 18 в. Мастерицы вязали им в основном кружева, для которых перенимали узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Это так называемое ажурное филейное вязание крючком, или вязание крючком с использованием филейной сетки.
По одной из версий, искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, преимущественно мужчины. В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти - чулки, носки, варежки и пуховые платки.
На Руси вязаные носки ручной работы были неизменной частью приданного. В основном, они были однотонные. Но в Рязанской, Тульской и Пензенской губерниях праздничные изделия вязали непременно с красочными орнаментами. Самыми знаменитыми были узоры в виде растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязали из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».
Вязание цветного узорного орнамента на чулках и рукавицах было распространено в районах Архангельской области (особенно в Лешуконском, Мезенском и Пинежском). Здесь мастерицы считают, что нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. Именно из этих мест пошли типы геометрического орнамента, напоминающие мотивы узорного ткачества. Старожилы из поколения в поколение передавали не только приемы вязания, но и умение создавать характерные для каждой местности узоры в определенном цвете. По ним можно было легко определить из какой местности человек. Особенности орнаментации в Пинежье сохранились до сих пор как в порядке расположения узоров на изделиях, так и в расцветке.
На Руси верили, что шерсть впитывает эмоции мастерицы и говорили: «Куда мысль вязальщицы завернула, туда и крючок». В старину бытовал обряд, в котором невеста перед свадьбой должна была связать и подарить жениху шарф. Он должен был носить его месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты. Люди верили, что такая семья будет крепкой.
Об истории и сегодняшнем дне искусства вязания расскажет телепрограмма «Пряничный домик», созданная «Студией А» совместно с ГРДНТ им. В.Д. Поленова. Вы увидите, какие вещи предпочитают создавать современные мастера, узнаете о том, как вязаные вещи появились на мировых модных подиумах, и даже побываете на заседании московского клуба вязальщиков.