Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался "шов в цепки", то есть шов цепочкой. В XIX веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы.
С натянутой на них тканью они напоминали верх барабана, по-французски "тамбура", что и привело к появлению нового термина - "тамбурного шитья". Этот шов представлял собою следующие друг за другом мелкие петельки. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесенному на ткань или приметанному с левой стороны ткани узору. Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла внутреннее пространство орнамента, создавая плотную, закрытую нитью поверхность. Могли довольствоваться и одним контурным рисунком. Тамбурные вышивки выполнялись различными нитками: белой, цветной и металлической. Белую нить для более четкого выявления узора использовали чаще на тонких, полупрозрачных тканях - кисее, батисте, а также на тюле. Цветными нитками вышивали как по тонким, так и по плотным материалам. Тамбурным швом из золоченой нити покрывали по преимуществу тонкие ткани, что в противоположность золотому шитью придавало тамбурным вышивкам вид воздушной, блестящей дымки. Иногда золоченая нить сочеталась с черной шелковой. Черный контур несколько утяжелял орнамент, но в то же время делал его более четким. Почти во всех вышивках тамбуром по легким тканям присутствуют ажурные сетки, выполненные стягами. Изящные ажурные узоры сеток придавали вышивкам еще большую легкость и нарядность.
Платок головной. Деталь. Конец XVIII - начало XIX в. Нижегородская губерния (?). Шитье золотной пряденой нитью, черной шелковой и белой бумажной нитями тамбурным швом и стягами, блестками в прикреп по кисее. 112x106. РТ-6150. Поступил в 1931 г. из Музея быта ЛOOHO
Платье женское. Деталь. 1890-е гг. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Из сукна цвета беж. Шитье цветными шелковыми нитями тамбурным машинным швом и металлическими блестками в прикреп по сукну. РТ-9404. Поступило в 1924 г. Происходит из Зимнего дворца
Конец полотенца. Конец XIX - начало XX в. Шитье цветными бумажными и шерстяными нитями тамбурным швом по кумачу. 236х48. РТ-17353. Приобретено в 1966 г. экспедицией ГЭ в Никольском районе Вологодской области
Конец полотенца. 1854. Новгородская губерния. Шитье цветными шерстяными нитями тамбурным швом и гладью верхошвом по бумажной ткани. Вышит текст: Кого люблю, того дарю. Възна Благодарнооти, 1854 года Фе7 44x37. РТ-17262. Поступил в 1941 г. из ГМЭ. Происходит из собрания К. Далматова
Рукав женской рубахи. Деталь. Начало XIX в. Верхнее Поволжье. Шитье белой бумажной нитью тамбурным швом и стягами по кисее. Длина рукава 65. РТ-17255. Поступил в 1941 г. из ГМЭ
Накидка на женское платье. Треугольной формы. 1860-е гг. Шитье белой бумажной нитью тамбурным швом с аппликацией из батиста по белому тюлю. Подражание брюссельскому кружеву. 150х300. РТ-8621. Приобретена в 1958 г. ЗКГЭ
Вышивка декоративная. Середина XIX в. Шитье цветными шелковыми и серебряными прядеными нитями тамбурным швом по голубой с отливом шелковой ткани. Вышит текст песни: 'Не будите молоду'. Прототип - лубочная картинка. 64х70. РТ-10027. Приобретена в 1949 г. ЗКГЭ
Источник:
Моисеенко Е.Ю. 'Русская вышивка XVII - начала ХХ века. Из собрания Государственного Эрмитажа' - Ленинград: Художник РСФСР, 1978