«Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы» (Академик Б.А. Рыбаков)

Образцы сакральных символов и их значение представлены даже в школьной теме «Древние образы в народном искусстве» (5 класс, Изобразительное искусство). Среди них геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие.

Солнце олицетворяет лоно Вселенной. Оно издавна почиталось всеми народами, занимающимися земледелием. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. По-особенному нарядно и празднично смотрятся предметы крестьянского быта, украшенные солярными символами. В разных видах народного творчества встречаются солнце в виде круглых розеток и ромбов.

Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия. В народном представлении символизировало продолжение рода, а также растительные силы земли и вечно живую, процветающую природу.

Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты. В мифологии и сказках яйцо предстает хранилищем души (жизни) различных персонажей. Первородное яйцо, из которого по преданию создавался мир, требовало защиты. Потому создание писанок на Руси считалось обязанностью каждой хозяйки дома. Расписывая знаками-оберегами яйцо, она тем самым обеспечивала воскресение природы, защищала свой дом, детей, предопределяла счастливое замужество дочерей.

Образ Земли, её плодородие, ассоциировалось с образом матери-кормилицы. Крестьянин с древних времен жил её дарами. Фигурки женщины из глины или дерева – божественный образ дарующей урожай земли и продолжательницы рода.

С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, погодные явления (ветер, дождь, снег и т.д.). Как гласит русская пословица: «Не земля родит, а небо». На Руси были распространены прялки с изображением Вселенной — Земли и Небосвода («белого света»). В оформлении русских сказок можно увидеть символический купол — это схема небосвода. Наши предки представляли небо прозрачным куполом, а под ним жизнь. У других народов купол неба изображали в виде круга, с волнами или крестом — солнцем и дождевыми облаками.


Как подмечал академик, учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель В.И. Вернадский, что в произведениях народного искусства отражается жизнь эпохи и целого народа, благодаря чему можно изучать и понимать их душу. Он признавал глубокий символизм художественного творчества, которое дарует нам Космос, проходя сквозь сознание живого существа.

Источник