Международный фестиваль «Славянские встречи» открылся выставкой русского народного костюма в Балашихинском историко-краеведческом музее. В экспозицию под названием «Расстилалась травушка — выходила павушка» вошли около 30 нарядов из частной коллекции Елены Морозовой.

Свою коллекцию Елена Морозова собирала много лет в разных уголках России. Посетители выставки могут ознакомиться с подлинными и с частично восстановленными образцами женских костюмов Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, областей. Особый интерес у посетителей вызвали старообрядческие костюмы духоборов — переселенцев из Южного Казахстана и Грузии.

«Коллекция очень большая — наш зал не смог вместить все образцы, одето около 30 манекенов. К сожалению, этот пласт культуры практически ушел из жизни. По времени костюмы относятся к концу XIX — середине XX века. Почти все вещи аутентичные, подлинные. Два костюма полностью реконструированы, в некоторых восстановлены отдельные фрагменты. Современные мастера сделали это по технологиям того времени», — рассказала директор историко-краеведческого музея Маргарита Шведченко.

Елена Морозова. Работает педагогом дополнительного образования в школе №20. Собирать народные костюмы начала для своих выступлений в фольклорных ансамблях. Потом это стала самостоятельным увлечением и делом жизни. Всего частная коллекция Елены Морозовой насчитывает около полусотни костюмов.

«Хочется сохранить как можно больше, чтобы показать людям красоту русского костюма. В костюмах записаны сигналы. Они могут рассказать о моде того времени, какие материалы были доступны людям в той или другой местности, об их отношении к жизни, о том, как традиции рождали красоту», — поделилась Елена Морозова.

На открытии выставки выступил фольклорный ансамбль «Ерёма». Его солисты вышли в подлинных народных костюмах.

«Нашему фестивалю «Славянские встречи» в этом году исполняется уже 23 года. Выставка русского народного костюма — первое мероприятие большой фестивальной программы. За ней последуют музыкальный конкурс, выставка в картинной галерее, литературный праздник. Всё это составные части большого, красивого, нужного для нас дела», — сказала начальник управления культуры администрации Балашихи Светлана Шарцева.

http://bbnews.ru/mezhdunarodnyiy-festival-slavyanskie..

Традиция рождает красоту

«Расстилалась травушка – выходила павушка». Так поэтично назвали эту выставку ее устроители. Свою коллекцию Елена Морозова собирала в разных уголках России. На это ушел не один год. Здесь можно увидеть образцы женских костюмов Белгородской, Липецкой, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Воронежской, Рязанской, Курской, Ульяновской областей. Среди них как подлинные, так и частично восстановленные экземпляры. Особый интерес у посетителей вызовут старообрядческие костюмы духоборов – переселенцев из Южного Казахстана и Грузии.

– Коллекция очень большая. Наш зал не смог вместить все образцы, одето порядка 30 манекенов, – рассказала директор историко-краеведческого музея Маргарита Шведченко. – К сожалению, этот пласт культуры практически ушел из жизни. По времени костюмы относятся к концу XIX – середине XX века. Почти все вещи аутентичные, подлинные. Два костюма полностью восстановленные, а в некоторых восстановлены отдельные фрагменты. Современные мастера сделали это по технологиям того времени.

Елена Морозова – фольклорист, пела в народных коллективах, сейчас работает педагогом дополнительного образования в школе № 20. Сначала собирала костюмы для того, чтобы выступать в них, а затем увлеклась собирательством, и это увлечение стало делом жизни. Всего в ее коллекции около 50 костюмов.

– Раньше наряды нужны были для сцены, для песни. Но когда поняла, что это все уходит, захотелось сохранить как можно больше, чтобы показать людям красоту русского костюма, – поделилась Елена Морозова. – Ведь в костюмах записаны определенные сигналы. Они могут рассказать о моде того времени, какие материалы были доступны людям в той или другой местности, об их отношении к жизни, о том, как традиции рождали красоту.

Кто носил понёву?

Пока гости собирались, Елена Юрьевна провела для «Факта» мини-экскурсию по выставке. И здесь я услышал знакомое с детства словечко – понёва. Это крестьянская шерстяная юбка. Носили ее замужние женщины. О такой одежде я слышал в 60-х годах прошлого века, когда гостил у одной из своих бабушек в городе Скопине Рязанской области. Тогда эти юбки были еще в ходу. Тем приятнее было узнать, что один из представленных на выставке женских костюмов – из деревни Секирино того самого Скопинского района. Сама деревня запомнилась мне тем, что дома в ней стояли впритык друг к другу. И поэтому, забравшись на крышу крайнего дома, можно было пройти всю деревню, не спускаясь вниз.

Традиционные костюмы в местах проживания русского народа были довольно-таки разнообразными. На этнографической выставке в историко-краеведческом музее представлены два комплекса женской одежды – поневный и сарафанный.

Церемонию открытия выставки украсили солисты фольклорного ансамбля «Ерема», исполнять задорные частушки они вышли в подлинных народных костюмах.

Затем Елена Морозова подробно рассказала посетителям музея о каждом из представленных в экспозиции костюмов. Надо сказать, во всем уже чувствовалось приближение большого праздника – фестиваля «Славянские встречи».

– Нашему фестивалю в этом году исполняется 23 года. Выставка русского народного костюма – первое мероприятие большой фестивальной программы. За ней последуют музыкальный конкурс, выставка в картинной галерее, литературный праздник. Все это составные части большого, красивого, нужного для нас дела, – сказала начальник управления культуры администрации Балашихи Светлана Шарцева

Автор: Сергей Панов

Источник