В вышивальном искусстве башкир в XX веке наибольшее распространение имел свободный петельный шов элмә. В литературе он известен под названием «тамбура». Это название обязано своим происхождением технологии вышивания и круглым пяльцам, которые с натянутой на них тканью приобретали вид барабана (tambour).

Тамбурной вышивкой украшались одежда и широкий круг предметов домашнего убранства: занавеси (шаршау), полотенца (таҫтамал, сөлгө), скатерти (ашъяулыҡ), салфетки (көрәгә ябыуы, һаба ябыуы), наволочки (мендәр тышы), молитвенные коврики (намаҙлыҡ) и иные предметы.
Вышивалыцицы-башкирки исполняли тамбур иголкой либо крючком (ырғаҡ). Вышивание иглой считается более древним, оно было распространено у башкир повсеместно. Использование иглы позволяло вышивальщице варьировать ширину и форму петли и, соответственно, исполнять разные виды тамбура: классическую цепочку, широкий тамбур, открытый тамбур, двойной тамбур. Широкий тамбур имел петлю в виде скобы, открытый тамбур — в виде несомкнутого овала. Особым вариантом широкого тамбура являлся двойной тамбур (ҡуш элмә), известный в этнографической литературе под названием «косая сетка». Этот прием шитья отличается двойными переплетенными петлями, образующими сетку внутри элементов узора. Те же разновидности тамбурного шва (классическая цепочка, широкий тамбур, двойной тамбур) представлены в вышивке тюркских народов Средней Азии.
Использование пялец при вышивании стало актуальным с началом применения крючка. На пяльцах тамбурные строчки приобретали более ровный вид, что позволяло создавать совершенные образцы вышивального искусства. С освоением крючка связано появление высокого тамбура, или коврового шва. При его исполнении вышивальщица с помощью крючка выводила нить с изнаночной стороны ткани на лицевую, оставляя петли в вытянутом состоянии. Густо расположенные «стоящие» петли создавали особую фактуру рисунка, напоминающую ковровый ворс. При выполнении тамбура иглой в большинстве случаев обходились без пялец. В юго-восточном регионе и в Зауралье такой способ шитья был основным.
Из разновидностей тамбурного шва древнейшим в башкирской вышивке являлся двойной тамбур. В этой технике украшались предметы традиционного скотоводческого быта: чепраки (сергетыш), ленты для перетягивания постели (тушэк тартҡы, тушэк тартмаһы), верхняя мужская и женская одежда (елэн, сәкмән). Вышивка выполнялась по сукну, бархату, фабричным тканям. Вышивки двойным тамбуром на кисетах, лентах для перетягивания постели, чепраках составляют отдельную группу со специфичным орнаментом. Его мотивы симметричны относительно вертикальной оси и состоят из нескольких пар завитков (ҡусҡар). Простейший вариант из пары кускаров осмысливался как изображение рогов барана — символа плодородия. Замысловатые фигуры из нескольких пар завитков зачастую принимали вид стилизованных кустов или деревьев. К этой же группе относятся вихревые и многолепестковые розетки, S-образные фигуры, вышиваемые на чепраках и лентах. Симметричность кускарного орнамента и достаточно крупные формы объясняются выполнением его по заранее вырезанному бумажному трафарету, который нашивали на ткань, а после нанесения контура фигуры удаляли. Так как отдельные завитки в орнаменте, фигуры в целом и бумажный трафарет обозначались словом «кускар», эта группа вышивок в литературе обозначается как «кускарная». Вышивка выполнялась по красному, темно-синему, черному фону. Орнамент же был многоцветным. Произвольное, на первый взгляд, случайное распределение цветовых пятен в границах одного мотива визуально разрушало строгую симметрию, делало орнамент живописным. Кускарная вышивка была распространена в юго-восточных районах Башкортостана (Бурзянском, Белорецком, Абзелиловском, Баймакском, Хайбуллинском), где тюркские кочевнические традиции выявлялись наиболее отчетливо.
В центральных и юго-западных районах двойной тамбур использовался в сочетании с простым тамбуром при выполнении растительного орнамента: тамбуром вышивались стебли и ветки, а листья и лепестки цветов заполнялись косой сеткой. В этой технике исполняли удивительные по тонкости ажурные многоцветные композиции. Растительный узор, выполненный в смешанной технике, был так же ярок, как и кускарный. Изначально в башкирской вышивке тамбурный орнамент имел линейные, контурные очертания, его детали не заполнялись. Контурный тамбурный шов был распространен повсеместно; в некоторых районах он сохранил прежнее значение до сегодняшнего дня. Контурной тамбурной вышивке свойственны мотивы, очерченные непрерывной линией. Орнамент в этом исполнении сильно стилизован (растительные формы лишь угадываются) или совершенно условен. Для вышивки контурным тамбуром характерны линейные бордюры. Их создает гибкая, пластичная линия, которая свивается и раскручивается, бежит змейкой, сворачивается в замысловатые формы, выводя на поверхности ткани узор, подобный кружеву. Она живет, пульсирует, вьется не обрываясь. Орнамент в бордюрах построен по принципу скользящей симметрии: раппорт, перемещаясь, оказывается поочередно то по одну, то по другую сторону оси переносов. Цветы и листья закручиваются попеременно в противоположные стороны. Вышивка контурным тамбуром выявляет черты и орнаментальные традиции, связывающие искусство башкир со Средней Азией. В XX веке такая вышивка была наиболее распространена в северо-восточных районах Башкортостана и в восточном Зауралье.
На северо-востоке контурным швом украшали подзоры для стен гостевой части жилища, платья, мужские рубахи и реже полотенца. Такие вышивки часто были монохромны. На мужских рубахах они выполнялись красной, темно-синей или черной нитью по светлому фону. По краю подола рубахи, внизу рукавов, на орнамент проходил узким бордюром. На занавесках узор составлял широкую полосу. Характерно, что линии орнамента не перекрещивались и довольно часто (особенно в бордюрах) не соприкасались. Отклоняясь по ходу вышивки вправо—вверх—вправо—вниз, они в заданном ритме заполняли полосу ткани ленточным узором. Украшавшая башкирский дом длинная и узкая занавеска с вышивкой и кружевом проходила под потолком вдоль стен и по потолочной балке. Орнамент непрерывно тянулся вдоль всей занавески. Раппортом служили цветущие кусты, букеты, фантастические ладьи и другие мотивы. Они располагались столь близко друг к другу, что создавалось впечатление непрерывности рисунка. По нижнему краю проходил узкий бордюр в виде набегающих волн, побега с листьями, волнистой линии со спиральными завитками. Фоном для вышивки чаще служил красный цвет. На севере Башкортостана контурный тамбур представлен в композиции с цветочно-растительными мотивами. Основой орнаментального построения становилась прямая или волнообразно изогнутая ветвь с листьями и цветами, условно обозначенный куст, вазон, собранная в компактную розетку цветущая ветвь. Иногда листья и цветы вводились в абстрактный орнамент. Эти типы орнамента могли соотноситься как основной узор и бордюр.
Пожалуй, наиболее полное развитие контурный тамбурный шов получил у восточных башкир, особенно на территории современной Курганской области. Здесь он сложен по орнаменту, композиции, колориту. Непрерывные бордюры со скользящей симметрией встречаются на платках-покрывалах (ҡушъяулыҡ), планках и воротниках-стойках женских платьев и рубах, на фартуках, полотенцах. В отличие от монохромных контурных вышивок из северо-восточных районов Башкортостана, у курганских башкир тамбур многоцветен.
Наиболее интересные образцы тамбурной вышивки выполнялись на подолах платьев и на скатертях. Фоном служил, как правило, излюбленный красный цвет, многоцветная вышивка тянулась широкой полосой растительного или абстрактного орнамента. Много изобретательности проявляли вышивальщицы при выполнении характерного для платьев орнамента «упавшая береза» (йыгылган ҡайын), который цветущей гирляндой стелется по низу подола.
В абстрактном орнаменте на платьях композицию вышивки организует линия, которая то ниспадает широкой дугой к краю подола, то взмывает волной вверх, разделяя пространство вышивки на ячейки (булмэ), заполненные мелкими абстрактными фигурами. Эта композиция очень устойчива. Широкую полосу растительного или абстрактного орнамента сверху и снизу обрамляют бордюрчики в виде набегающих волн, усложненных парой петелек (дөйә муйыны — «шея верблюда»). Снизу композицию завершает ряд колокольчиков и кистей (суҡ). Такое обрамление подола у курганских вышивальщиц стало традицией.
Вышивка на скатертях акцентировала углы и центр. На одних изделиях в углах вышивались букеты или ветви. На других, в более сложных композициях, ветви разрастались, тянулись вдоль края, заполняя весь угол и образуя цветочную рамку. Линейный характер рисунка создавал ощущение кружева на ткани. В центре вышивались большие круглые розетки или венки. В иных случаях края и углы скатерти были обильно заполнены орнаментом, свободным оставалось только округлое пространство в центре. Орнамент курганских тамбурных вышивок, создаваемый непрерывной линией, сохранял глубокую архаику вышивального декора.
Контурным тамбурным швом в центральных и западных районах Башкортостана украшали молитвенные коврики, подзоры для матицы, салфетки, скатерти, фартуки, начельные повязки. По сложности композиции и трудоемкости работы вершиной в искусстве тамбурного шитья стали большие занавеси «шаршау», разделявшие пространство дома на «чистую» и хозяйственную части. По широкой кайме занавеси проходил бордюрный орнамент, на основном поле располагались вертикальные ряды однотипных фигур или крупные розетки сложного рисунка; самая крупная помещалась в центре.
Необходимым культовым предметом в каждом доме был молитвенный коврик (намаҙлыҡ). Он имел устойчивую композицию декора. Посередине прямоугольного куска материи несложным бордюром обозначалась арка, вершина которой во время моления была обращена на восток. За нею в верхних углах и по краю коврика располагался цветочный орнамент.
На женских нагрудных повязках (тушелдерек, кукрэксэ), надеваемых под платье, нашивался прямоугольный лоскут с вышивкой, выполненной контурным, ковровым швом или двойным тамбуром. Она изображала цветущий куст или другой сильно стилизованный растительный узор.
Развитие тамбурной вышивки в XX веке шло по пути детализации и усиления реалистичности изображений. Цветочно-растительные композиции стали преобладать. Отдельные элементы внутри контура все чаще заполнялись косой сеткой, ковровым швом, тамбуром, застилающим пространство без просветов. Таким орнаментом украшали женскую и мужскую одежду и бытовой текстиль. Особенно красочной были свадебная и праздничная одежда и вещи, составляющие приданое: полотенца, наволочки, занавески «кашага», скатерти, чайные салфетки. После свадьбы вышитые невесткой вещи украшали новый дом. По обычаю часть вышивок (полотенца, кисеты, платочки) предназначалась для награждения победителей на ближайшем по времени сабантуе.
В цветочно-растительных узорах листья выделялись зеленым, цветы — бордовым, синим, малиновым, желтым. Яркую декоративность усиливали удвоение контура рисунка, использование в вышивке ниток дополняющих или контрастирующих тонов, заполнение листьев и лепестков мягкими зигзагами или петлями тамбурных цепочек. «Курчавые» узоры листьев, имитируя прожилки, придавали деталям ажурность. В большинстве случаев узоры выполнялись на гладкоокрашенной темной ткани.
В 50-60-е годы XX века одним из центров вышивального искусства стали северо-восточные районы Башкортостана и пограничная территория Свердловской и Челябинской областей. Здесь сложился самобытный стиль тамбурных вышивок: крупные цветы и листья занимали почти всю поверхность украшаемого предмета. Отдельные элементы зашивались
тамбурной строчкой, которая закручивалась по спирали к центру. Вещи, украшенные таким орнаментом, были очень нарядны: на синем, красном, желтом, черном фоне располагались всевозможных оттенков цветы. Контрастный по отношению к фону контур, очерчивая элементы и намечая стебли цветов, связывал воедино всю композицию. Такой вышивкой украшали фартуки, платья, мужские рубахи.
Тамбур — гибкий прием, позволяющий вышивальщице свободно импровизировать. Сочетаясь с другими швами, он способен создавать различные по декоративному эффекту композиции. В башкирском искусстве это качество тамбура проявилось в полной мере. Если исполнялся только контур рисунка, то получались легкие арабески растительного орнамента. Когда он сочетался с вышивкой косой сеткой — создавались сложные ажурные композиции из цветов или фантастических растений. Если же пространство внутри контура плотно зашивалось тамбуром или петельным ковровым швом, то орнамент становился массивным, фактурным.
Характер орнамента и композиционные решения тамбурных вышивок многообразны. Это широкая кайма, обрамляющие узкие бордюрчики, отдельные розетки, цветы, ветки, букеты, гирлянды. Различной была степень стилизации рисунка: от условных, абстрактных фигур до реалистически трактованных пышных букетов и вазонов. При многообразии тамбурного орнамента растительные формы в нем преобладали. Его элементы носят названия цветов или частей растений: «цветок мака» (мэк сәскәһе), «цветок саранки» (һарына сәскәһе), «стебель» (һабаҡ), «почка» (бөрө), «дубовый листок» (имэн япрагы), «кленовый листок» (саган япрагы), «ивовый листок» (тал япрагы),
«перец» (борос) и др.
Тамбурная вышивка была популярной у башкир и других тюркских народов не случайно. Она являлась древнейшим способом декорирования мягких материалов у большей группы народов, связанных корнями с Центральной Азией и югом Сибири. Судя по находкам в курганах на Алтае, тамбур существует более двух тысячелетий. Тамбурные вышивки стали общетюркскими. Многие мотивы тамбурной вышивки (центрического строения розетки, узкие бордюры несложного рисунка) встречаются в искусстве народов Средней Азии. Цветочный орнамент близок вышивке казанских татар.
В настоящее время традиция тамбурного шитья у башкир постепенно исчезают. Немногие мастерицы работают на заказ, вышивая праздничные скатерти, комплекты подарков на свадьбу. Богатство и разнообразие башкирских тамбурных вышивок хранят для будущих поколений музейные коллекции Санкт-Петербурга, Уфы и других городов.

Искусство башкир. Традиционные художественные ремесла. Под общей ред. С.Н. Шитовой. – Уфа: Инеш, 2007

Источник