В приданом узбекской или таджикской невесты обязательно есть сюзане (сузана, сузани) - вышитое особым образом декоративное панно, ковер. Сюзане, как правило, вышивают шёлком или мулине швами «кандахиел» (вид глади), «басма» (гладь вприкреп), «юрма» (тамбурный), по хлопчатобумажной ткани, шёлку или бархату. Ковер изготавливается на подкладке, обшивается тесьмой или чёрной тканью.

Замкнутая композиция с широкой нарядной каймой и центральным полем, заполненным одной крупной узорчатой или несколькими симметрично расположенными розетками либо мотивами (часто символического значения) цветущего куста, плодов, цветов, иногда с изображениями животных.

Популярные мотивы дизайна включают в себе солнце и луну, цветы (особенно тюльпаны, гвоздики, ирисы), листья и виноградные лозы, фрукты (особенно гранаты), изображения рыб и птиц.
Искусство создания сюзане складывалось столетиями. Название заменявшего собой настенный ковер панно произошло от персидского слова «сюзан» - игла. Традиционно этот вид искусства развивался в Самарканде, Ташкенте, Шахрисабзе, Бухаре.

Задолго до возникновения Узбекистана, на территории Междуречья, искусством вышивки владела практически каждая женщина. Девушки собственноручно готовили себе приданое, украшая вышивкой платья и предметы домашнего обихода. Главным предметом гордости любой женщины всегда были сюзане – полотнища ткани с причудливыми узорами, украшавшие стены жилищ. Сшитые из отдельных фрагментов сюзане порой достигают размеров от трех метров в ширину до шести – в длину, полностью закрывая собой стены.

Каждый узор в сюзане символичен и содержит зашифрованное послание – своего рода оберег от бед и несчастий, дурного глаза. Например, изображение стручка перца символизировало защиту семьи от злых чар, жар-птицы - счастье, гранат – плодовитость, васильками обозначали мужчин, маками - юных девушек. По узору вышитой тюбетейки можно было узнать состав семьи, семейное положение и даже достаток ее владельца. В свою очередь, прежде чем прийти сватать невесту, женщины со стороны жениха специально приходили посмотреть на ее шитье: каков узор, шов – красив, аккуратен, - такова и девушка.

Я вышивала сюзане в ташкентской традиции- шелковые нитки,люрекс,тамбурный стежок,на полотне черного цвета из натурального хлопкового бархата.Все произведено в Узбекистане- стране хлопка и шелка. По преданию,один из самаркандских властителей женился на китайской принцессе, а она ,в тайне от семьи, привезла в Самарканд спрятанный за ушком шелковый шелкопряд- личинку,гусеницу,вырабатывающую шелковую нить...Так Узбекистан, а тогда Мавераннахр, стал вторым местом производства шелка. А может, это случилось в более древнем Афрасиабе/Первое название Самарканда/,и в стране Согдиане....На моем сюзане главным оберегом Дома, Семьи,является Солнце, вокруг-цветущая Земля, а по контуру- мои дочери- Цветы....

Самое сложное в этой вышивке- выколотка- перенос рисунка на бархат. Это трудно. И еще надо любить свою родную землю и в вышивке петь о ней. Да, рука вышивальщицы -живая,она дрожит...В этом и есть ручное искусство- жизнь в вышивке...

Автор: elena paina
http://291151.blogspot.com/2014/08/blog-post_25.html

Источник