Изящное искусство кадомской вышивки стало востребованным в последнее десятилетие. Женственные детали костюма — воротники, манжеты, а также декоративные предметы интерьера, выставочные панно и другое находят себе достойное место в современной жизни. Сохраняется высокое мастерство в создании предметов в технике «вениз» и «филе», с их четко выраженной контрастностью рисунка и воздушного фона.

«Вениз» имеет более разреженный орнамент, а «филе» более плотный рисунок на ажурном фоне.

Уникальная вышивка белым по белому. Тонкое игольчатое кружево, вызывающее восхищение филигранной техникой исполнения. Устное предание относит возникновение ажурной вышивке «филе» и «вениз» к периоду петровских реформ, когда в России при переходе на европейский костюм появился большой спрос на дорогостоящее венецианское и брабантское кружево. Русские вышивальщицы обладали высоким мастерством шитья, поэтому они быстро освоили изготовление аналогичных, качественных и доступных по цене изделий.

Вышивка настилом по тонкой плетеной сетке «филе» вошла в моду в 1780-е годы как разновидность белой строчки. Работая в новой технике русские мастерицы сохранили в ней прежние, традиционные для строчевых изделий узоры.

В 1870-ых годах техника изготовления техника изготовления венецианского игольного кружева («вениз») стала активно внедряться в крестьянскую среду. Сразу в нескольких селах Тамбовской, Рязанской и Воронежской губерний были основаны кружевные мастерские и пункты приема у крестьянок кружевных и вышитых изделий.

Весомым поводом создания мастерских и школ по кружевоплетению и вышивке было обеспечение молодых крестьянских девушек работой на зимнее время. Альтернативное занятие для неурожайных годов, чтобы они не теряли здоровье на лесных и торфяных разработках, и не искали заработка в чужих краях. Такая благотворительная акция посодействовала возникновению и развитию в России новых кружевных и вышивальных центров, среди которых и уникальный художественный промысел Кадома.

Этот районный центр Рязанской области располагается в 260 км от к северо-востоку от Рязани, ранее он входил в Темниковский уезд Тамбовской губернии. Первые летописные упоминания о нем относятся 1209 году. По преданию появление в Кадоме игольного кружева в петровскую эпоху связано с приездом венецианских мастериц в местный женский монастырь. Но все же реальная история промысла относится к началу XX века.

Исследователь Л.И. Воронова приводит сведения, в которых помещица М.А. Новосельцева в неурожайный 1904 год в имении Муханово близ Кадома организовала приемный пункт кружева от крестьянок ближайших сёл. Одним из поводов для его создания стали обнаруженные Новосильцевой у жительницы Кадома полотенце и накидка на комод с вышивкой «филе» и вставками в технике игольного венецианского кружева «вениз».

Именно в такой созданной в 1910 году школе по кружевоплетению стали преобладать образцы ажурной вышивки «филе» и «вениз». Продукция местных вышивальщиц с успехом реализовывалась в московских и петербургских магазинах, а через Русско-английскую торговую палату экспортировалась в Европу. В русском обществе предпочитали изделия с западными рисунками, а на европейском рынке сбыта невероятной пользовались популярностью русские орнаменты. При этой школе даже появился небольшой музей старинных крестьянских строчевышитых изделий и кружев.

В 1912 году руководителем школы-мастерской была избрана дочь Новосильцевой – Мария Юрьевна Авинова. За кружевные изделия и пальто на 13-ой аукционной сельскохозяйственной выставке ей была присуждена Большая золотая медаль Моршанского общества сельского хозяйства. Кадомские изделия экспонировались на местных (в Моршанске и Тамбове) и на всероссийских выставках. Многие из них удостаивались золотых и серебряных медалей. Высокий уровень работы кадомских мастериц был подтвержден на Всероссийской кустарной выставке 1913 года.

Авинова руководила кустарным пунктом женских рукодельных работ до 1925 года. Через два года из мастериц-надомниц была организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение». Высокове качество изделий артели сохранялось во многом благодаря деятельности выпускницы Мариинской кружевной школы в Петербурге Пелагеи Васильевны Угрюмовой. Ее пригласила в Кадом Авинова и Угрюмова проработала здесь до 1936 года. В 1932 году в Кадом переехали преподаватели этой же школы. Собранные Пелагеей Васильвеной образцы для музея помогали кадомским мастерицам в поисках новых художественных идей.

Разнообразные изделия Кадомской артели в дореволюционные годы отправляли на экспорт и представляли на крупных международных выставках во Франции. Ассортимент был широк: воротники и манжеты, блузки, сорочки, комбинации, шелковые шарфы, дорожки, салфетки, скатерти, портьеры и покрывала. В те годы выпускали широкие мерные полосы в технике «филе» для украшения предметов интерьера, и узкие – для белья. Мерные полосы и вставки «вениз» имели геометрический орнамент, в штучных изделиях преобладали растительные мотивы и сюжетные композиции. Широко использовались орнаменты народного искусства, в частности рисунки строчевых вышивок. Откликаясь на события современной жизни кадомские мастерицы вводили в рисунки советскую эмблематику. Но это направление не прижилось в изящном искусстве вышивки.

Большой урон нанесли артели «Пробуждение» военные годы, когда искусство «вениза» было почти забыто. Но кадомским мастерицам удавалось сохранять высокий технический уровень вышивки «филе». Они продолжали создавать уникальные выставочные изделия в творческом союзе с художниками «Вышкруж союза».

Возрождению промысла поспособствовало внимание и помощь НИИ ХП. В 1956 году предприятие было оснащено вышивальными машинами, которые несколько удешевляли и делали более доступной массовую продукцию. С помощью машин выполняли узорные мережки, перевив сетки, простейшие узорные разделки строчевой вышивки. Трудоемкая ручная работа применялась лишь для изготовления выставочных произведений.

В 1950-ых годах художники Екатерина Васильевна Шембакова и Зинаида Ивановна Бондаренко сумели обогатить традиционную кадомскую вышивку новыми мотивами. Их изделия завоевали множество наград на российских и зарубежных выставках. Символом возрожденного «вениза» стал комплект А.Н. Петруниной «Звездное небо» (1982 год), впервые представленный московской выставке, посвященной 60-летию СССР.

В наши дни большое разнообразие отличает художественные идеи молодых авторов и прежде всего Ольги Александровны Грачевой, которая часто обращается к литературным образам. Ее панно «У Лукоморья» получило приз зрительских симпатий на Всероссийском смотре-конкурсе «Молодые дарования» в 1999 году, а годом раньше панно «Успенский собор в Рязани» было удостоено 1-го места и диплома.

В 2002 году Кадомский промысел отметил 75-летие со дня основания и 100-летие ручной вышивки кадомский «вениз». Организованная 5 апреля 1927 года промыслово-кооперативная артель «Пробуждение» в 1960 году преобразована в фабрику «Пробуждение», а в 1998 — в производственный кооператив «Кадомский вениз». В этом году «Кадомский вениз» принял участие в выставке дизайна интерьеров и товаров для дома Maison&Objet, которая проходила в Париже. Россия впервые представила коллективный стенд на этом самом крупном в Европе профессиональном салоне в области дизайна и с большим успехом презентовала уникальные изделия предприятий народных художественных промыслов страны.

 Источник