Собственно изразец - глиняная обожженная плитка с румпой для крепления в стене или печи - известен в России с 16 века. Истоки русского изразцового искусства лежат в Древнем Киеве 10-11 веков, Старой Рязани и Владимире 12 века. Археологи нашли в этих городах первые русские керамические изделия, покрытые многоцветными глазурями.

Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и Москве, затем производство разнообразных изразцов распространилось по центральной части Русского государства.

Первые изразцы были красного цвета, они не покрывались глазурью. Новый материал кирпич получил распространение в 15 веке, и терракота пришла на смену белокаменной резьбе. В узорах изразцов использовались мотивы белокаменной резьбы, и первые изразцы белились, что делало их более похожимим на белокаменне прототипы.

Сюжеты изразцов были типичны для средневековья, они же встречались в резьбе белокаменных соборов - Александр Македонский, драконы, пеликаны, грифоны и прочие персонажи "Физиолога". В наше время всем понятно, что грифона, кентавра, единорога и прочих чудищ никогда не существовало, но люди античности, а вслед за ними и люди средневековья, считали их реально существующими, и потому сочиняли о них без всякого стеснения.

Про зверя «единорожца» , «инрога», “индрика» писали массу интересного: единорог трижды в день славит Бога, обращаясь на восток. Единорог победил змея, который во время засухи не подпускал людей к единственному озеру, где была вода. Единорог помогает упавшему слону, как Христос помогает падшим. Единорога может поймать только прекрасная девушка, так что он символизирует человека, побежденного женскими прелестями. Мог единорог также символизировать смерть. Единорог был одним из символов Рюриковичей.

В античности считали, что грифоны, гигантские птицы с чертами львов, сторожат россыпи золота где-то в Сибири, и византийский двор присвоил этот символ славянам, служившим у них в армии. Грифон также символизировал стража. В Византии бытовало немало драгоценных тканей с изоюражениями грифонов, и на Руси такие ткани были известны. В старинном романе «Александрия» утверждалось, что Александр Македонский на грифонах вознесся на небо. В итоге грифон прочно закрепился в искусстве средневековой Руси.

Во второй половине 17 века красные образцы почти полностью вытесняются более совершенными муравлеными и многоцветными изделиями.

    

Источник картинок: «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков» С.А. Маслих .

Источник