Один из древнейших видов художественной обработки металлов, благодаря которому создают изделия из витой проволоки с использованием мельчайших металлических шариков. На Руси это искусство называли сканью — со старославянского слова «скручено, свито вместе». В руках умельцев замысловато сплетенные нити из драгоценных металлов принимают разнообразную форму. Филигранные творения и в наши дни являются символом изысканности и виртуозности.

Секрет ремесла – тонкая металлическая проволока из идеально подходящих для творчества и оптимально гибких благородных металлов – золота и серебра. Тончайшая нить вытягивается шпицами сквозь отверстие в стальной пластине. Соблюдая технологические тонкости из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.

Изначально это тончайшее ремесло зародилось в Египте. Уникальный опыт Страны пирамид позаимствовали греки, финикийцы и индийцы, населявшие Средиземноморский регион. Начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань заложила основу ювелирного мастерства.

В древнюю Русь проволочные кружева попали торговыми путями с Востока. Уже в IX веке техника скани укоренилась в Киевской Руси. Мастера привнесли в ремесло свое творческое начало. Помимо мельчайших металлических шариков они стали вплетать в металлические узоры драгоценные камни, деревянные элементы и разноцветную эмаль, которую до XIX века называли «финифть». В те времена изделия из скани были настолько дорогостоящими, что изготовить их для себя на заказ могли лишь представители знати и духовенства. Один из значимых и всем известных примеров филигранного мастерства является полностью украшенная утонченными узорами шапка Мономаха.

Искусная техника скани — одна из немногих, что разнеслась по городам и весям. Височные кольца, лунницы, бусы и браслеты создают из золота и серебра во Владимиро-Суздальской, Черниговской, Переяславской и Московской областях. Ювелиры хоть и ровняются на итальянские и венгерские образцы, но в рисунках и в цветовой гамме украшений воплощают самобытные мотивы.

Самые известные мастера скани, основоположники самобытного русского стиля в XIV–XV веках — Иван Фомин и инок Амвросий. Фомин был мастером Государева двора, а Амвросий жил и работал в Троице-Сергиевой лавре. Они владели секретами греческих ювелиров и умело вплетали иностранные мотивы в русский узор. В наше время изделия самых известных мастеров Средневековья хранятся в Троице-Сергиевой лавре.

Татаро-монгольское нашествие едва не погубило русскую скань. Захватчики не только выгребали всё ценное из княжеских сундуков, но и вели настоящую охоту за самыми искусными ремесленниками. Таких мастеров первыми угоняли в рабство в Орду. На счастье, не все крупные города были разграблены. Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения, благодаря тому, что они выплачивали дань. Так удалось сохранить мастеров и их уникальные изделия.

Несколько веков спустя ювелиры стали покрывать сканью не только украшения, но и более крупные, пользующиеся спросом предметы – шкатулки, сухарницы и даже дамские сумочки. Но самым востребованным товаром были сплетенные ажурные пуговицы, изготовленные ремесленниками— пуговичниками. В дореволюционной России носить такие могли себе позволить лишь дворяне или состоятельные крестьяне, потому что их стоимость почти всегда в два раза превышала цену самой одежды.

Непростой революционный период грозил скани исчезновением. Лишь в 30-е годы ХХ века ювелиры возобновили витиеватое плетение дорогостоящих узоров. Именно тогда скань стала визитной карточкой русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Сначала творения русских мастеров покорили Европу, а после США. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Сегодня в музее современного ювелирного искусства в поселке Красное-на-Волге, можно познакомится с историей филигранного производства, увидеть уникальные коллекции скани, старообрядческого медного литья и работы современных художников.

Мастера говорят, - «искусство легкости» не выносит потрясений, не терпит суматохи и не выносит потрясений, ему нужны неспешность и вдумчивый подход. С 90-х годов прошлого века со сканью конкурирует современный прогресс – заводское производство литых украшений. Только настоящий знаток может оценить преимущество и непревзойдённую уникальность ручного труда.

В 1822 году был случайно найден самый знаменитый клад со сканью в Старорязанском городище. Местные сельчане обнаружили набитую сокровищами сумку во время строительства дороги. По заключению исследователей в ней были изделия мужского и женского великокняжеского наряда.

Скань настолько ценилась во все времена, что по царскому указу стала экспонатом музея Государственный Эрмитаж. Самые древние изделия русских мастеров хранятся в Оружейной палате.

В документальном фильме из цикла программ "Пряничный домик". «Филигранная работа», созданном «Студией А» и ТК "Культура" совместно с ГРДНТ им. В.Д. Поленова, рассказывается о филигранном искусстве древности и о новом направление в этом ювелирном ремесле - филиграни из полимерной глины. Зрители увидят весь трудоемкий процесс изготовления филигранных узоров на предприятии "Казаковская филигрань" в Нижегородской области и понаблюдают за тем, как трудятся мастера в древнем Угличе. Мастер-класс дает ювелир-филигранщик из Углича Марина Большакова.

 

Источник