Декоративно-прикладное искусство - это художественные предметы, выполненные из разнообразных материалов и техник, в различных стилистических и видовых направлениях, создаваемые на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Сегодня чаще используется термин декоративное искусство, который объединяет: изделия народного искусства и народных ремесел, художественные промыслы, мировые образцы прикладного искусства, современные уникальные арт-объекты и работы мастеров-любителей ручного творчества. Важной стороной произведений декоративно искусства является эстетическая функция, которая заключается, в преображении материальных предметов в художественные произведения, приобщая их к миру духовных ценностей. Декоративное искусство стало приоритетным видом среди других визуальных искусств, в связи с тем, что входит в среду жизнедеятельности человека.
В настоящее время произведения декоративного искусства осмысливаются как универсальная пластическая и пространственно-временная категория, которая, с одной стороны, взаимодействует с живописно-графической линией, а с другой стороны, - с пространством, продолжая связи со скульптурой и архитектурой. В морфологической структуре особенно заметны контакты с областью дизайна, в связи с использованием методов художественного проектирования. Анализируя структуру современного декоративного искусства, прежде всего, необходимо обратить внимание на нечеткость границ и неопределенность круга объектов.
Наиболее распространенным определением является, что декоративно-прикладное искусство связано с изготовлением бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами, его характеризуют широта распространения, массовость, множественность видов и направлений. Но данная характеристика вызывает возражение, потому что вычленяет только одну из сторон – изготовление бытовых предметов, а современному декоративному творчеству подвластно решение самых разнообразных художественных образов, в том числе и авторских, выставочных композиций, способных создавать художественные образы большой содержательной значимостью.
Современная классификация декоративно-прикладных искусств имеет весьма устойчивую тенденцию к видовому разделению по материалам или художественной обработке материалов: художественное стекло, художественная обработка древесины, художественный текстиль, керамика, береста и другие виды. Другая структура выделяет технологическое начало и его непосредственную связь с производством: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия, ткачество и др.
М.С. Каган, исследуя художественные ремесла, называет их прикладным искусством, обладающим одновременно двойной функцией – утилитарной и эстетической. Это позволило ему выделить технический и муссический комплексы, утверждая принцип деления на изобразительное и архитектоническое творчество. Прикладные и промышленные (дизайн) искусства сближаются, с одной стороны - искусством орнаментации, а с другой – с архитектурой. В прикладном искусстве ученый выделяет четыре разновидности: искусство одежды; ювелирное искусство; художественно-конструируемая «утварь»; художественно-конструируемая обстановка интерьера. [2, с.322]
К 70-ым годам в современном искусствознании утвердился бифункциональный термин - «декоративно-прикладное искусство», совмещающий в себе функционально-утилитарное и декоративно-оформительское содержание. Время активного развития декоративно-прикладного искусств, и в центре внимания оказалась уникальная самоцель образа, эмоциональная характеристика произведений, позволяющая художникам-прикладникам творить наряду с художниками-становистами. Расширился диапазон художественных средств, появились оригинальные пластические решения в стекле, керамике, ткачестве (гобелене), ювелирном искусстве, росписи ткани. Значительно обогатился язык декоративно-прикладного искусства. Роль декоративно-прикладного искусства была связана с эстетической организацией пространства, разрушая стандарты типового строительства и урбанизированной среды.
В художественной практике 80-ых годов происходят значительные эволюционные процессы, которые отражаются в появлении новых видов и жанров. Возникли такие «промежуточные» виды, как «декоративно-монументальное», «декоративно-оформительское» и «декоративно-театральное» искусство», «декоративная скульптура», «декоративная живопись» и «декоративная графика». Но в морфологической структуре искусств многие виды не нашли своего места.
В рамках теории искусствоведения Л. Крамаренко [3, с.36)] предлагает следующую систематизацию видов декоративного искусства:
1.Декоративно-уникальные произведения;
2. Утилитарно-бытовые предметы;
3. Художественное конструирование технических приборов;
4. Художественное проектирование среды и другие сферы. Автор отдельно выделила самостоятельным направлением область художественной промышленности, в которую входят фарфоровые, фаянсовые, керамические, стекольные, текстильные предприятия.
Интерес представляет классификация, предложенная О.С. Поповой, где декоративное искусство объединяет следующие направления: декоративно-прикладное, монументально-декоративное, оформительское искусство. Сфера декоративно-прикладного искусства «посвящена созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта (утварь)» [5, с.212]. Это мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения.
Французский искусствовед Анри де Моран [4] рассматривает декоративно-прикладное искусство как богатейший пласт материальной культуры в рамках этнических и временных границах:
1. Народное искусство, сохраняющее древние традиции;
2. Декоративно-прикладное искусство (камень, декоративная живопись, керамика, стекло, ювелирное дело, металлы, дерево, ткани);
3. Современные изделия;
4. Дизайн. Несколько необоснованным, на наш взгляд, является включение в классификационную структуру - декоративная живопись. По мнению автора, народное искусство существует параллельно со светским искусством, которое в настоящее время частично сохранилось, но значительно изменилось.
Значительный вклад в теоретическое обоснование классификации современного искусства внес В.Г. Власов [1]. Он отказался от академического подхода морфологии искусства и предложил создать единую систему терминологии, объединяя термины философии, эстетики, истории искусства. По мнению автора, понятия «искусство», «эстетика», «красота», «художественность», «проектирование», «дизайн» находятся в сложных взаимосвязях и постоянно изменяются в разные исторические периоды, но в современных условиях наблюдается процесс их сближения. Ученый предложил основу классификации - широкое понимание искусства как качественного уровня профессиональной («искусной») деятельности, охватывающей многие разновидности технического, эстетического и художественного творчества, то есть феномен художественности. Автор полагает, что трансморфологический и энциклопедический метод изучения искусства будут отражать интеграционные и одновременно, дифференцированные процессы развития культуры в современном мире.
Таким образом, за декоративно-прикладным искусством остается область ручного авторского производства, а дизайн охватывает предметы промышленного производства. Единственным критерием является принцип художественности. Рукотворные вещи, предметы, произведения становятся одним из основных способов самовыражения индивидуальной личности, стилем жизни современных людей. В разных странах существуют свои традиции и национальные предпочтения, которые явно проявляются в предметном пространстве. Ручные работы наполняет рынок художественных товаров, создают рабочие места, являются источником дохода и увлекательным творчеством людей. Но, с другой стороны, под видом декоративного искусства появляется огромное количество предметов самодеятельного уровня, откровенного «китча», то есть фальшивой подделки под настоящее высокохудожественное или антикварное изделие, и просто предметов украшательских для домашнего быта и модных аксессуаров.
В связи со значительными процессами, происходящими в искусстве начала XXI века, морфологическая структура декоративного и декоративно-прикладного искусства, также, как и других пространственно-пластических искусств в современном художественном пространстве остается открытой и требует своего глубокого анализа. С этой целью обратим внимание и выделим современные направления функционирования декоративного искусства:
1.Декор, декоратор – украшение, подбор и наполнение интерьера предметами, вещами, текстилем, осветительными приборами в соответствии с художественно-образным стилем и дизайнерским решением. Декоративное украшение присутствует и в области ландшафтного дизайна, поэтому работа художника-декоратора взаимодействует с дизайном окружающего пространства среды. Это и декоративные скульптуры, вазы, красивые и оригинальные предметы экстерьера, украшения витрин, декоративные заставки и росписи архитектурных построек и другие разнообразные объекты.
2.Стайлинг – индивидуальный подход к оформлению внешнего вида массовых изделий. Применяя разнообразные технические приемы и современные материалы, предметам промышленного производства придается уникальный художественный образ. Оформляются предметы, одежда, компьютерная техника, технические приборы, музыкальные инструменты, посуда, свадебная атрибутика, папки для файлов и др. Распространенным направлением является аэрография – ручная роспись на автомобиле, а также на другой бытовой технике.
3.Хенд-мэйд (ручная работа) – изготовление неповторимых, уникальных предметов ручными способами. Многие изделия становятся интересным сувениром, авторским подарком, учитывающим вкус и потребность человека, его принадлежность к определенным слоям общества, группам и к производственным сферам. Хенд-мейд – это предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные из керамики, валянием из шерсти, а также всевозможные поделки из камня, стекла, полимерной глины, дерева, кожи. Появились отдельные направления - мягкая игрушка, настенные панно из природных материалов, аксессуары и оформление одежды и другие виды творчества. Профессиональные художники, дизайнеры, мастера народных промыслов и просто талантливые любители создают неповторимые вещи, в которых заключена частица их души. Наибольшей популярностью сегодня пользуется лепка фигурок животных из глины, авторские куклы, свечи ручной работы, войлочные игрушки, выдувание бусин из стекла и др. Среди огромного количества направлений «ручной работы» выделяются следующие виды:
Хоум свит – изготовление предметов, украшений для домашнего интерьера, основная идея которых - создать атмосферу «милого дома».
Хэнд арт – ручное графическое творчество, использующее разнообразные изображения, узоры, надписи, символы и эмблемы с целью художественного оформления предметов и вещей. К этому виду относится каллиграфия, сувенирная графика, а также графические изображения на футболках, камнях, ракушках, птичьих перьях и других объектах. Данное направление имеет уникальную, рекламную, сувенирную направленность.
Боди-арт – рисование на теле человека, но в отличие от татуировки, это временные изображения. Роспись лица называют фэйс-арт, спины – бэк-арт, ноги – нэйл-арт, руки – хэнд арт. Отдельное направление – искусство оформления ногтей – нейл-арт. Татуировка и татуаж также можно отнести к данному направлению творчества.
Скрапбугинг (скрэмбунинг) – изготовление и оформление семейных альбомов, способ хранения фотографий, газетных и журнальных вырезок, открыток и других памятных вещей. Выделяют условные стили: ложно-старинный, европейский, американский, наследие, потертый шик, свободный, чистый, простой и смешение стилей.
Кардмейкинг или кардмэйкинг – ручное изготовление открыток, сувенирных, праздничных открыток. Иногда его считают поднаправлением скрапбукинга. Выделяют еще одну разновидность – это поп-ап, как изготовление открыток с открывающимися внутри объёмными фигурками, словами, объектами.
Арт кукла – искусство ручной, индивидуальной авторской куклы, но в отличие от театральных кукол, кукол-игрушек и кукольной анимации, арт-куклы создаются исключительно для созерцания и украшения. Разновидность этого направления - мягкие тряпичные куклы «Тильды».
Пекинг арт – праздничная упаковка товаров и сувениров. Совмещая творческие методы дизайна и ручного художественного творчества, создаются оригинальные объекты. которые могут быть многоразовыми, а также служить украшением в оформлении праздников и торжественных событий.
Секонд хэнд арт – это создание композиций из старых и бывших в употреблении предметов, вещей как авторское самовыражение художника.
Отметим наиболее популярные техники художественного творчества:
Художественные работы с бумагой.
Квилинг – бумагокручение, искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Декупаж- декоративная техника по ткани, посуде, мебели и др., заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые как декор наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности.
Айрис-фолдинг – техника «радужное» складывание, которая делает эффектные открытки или украшение странички памятного альбома. Кристальные цветы – техника изготовления цветов и других композиции из специальной бумаги и при помощи различных техник достигается натуральный эффект.
Папье-маше – техника изготовления изделий из рваной бумаги. Существует два способа: первый - лепка формы из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества; второй (традиционный) или маширование - наклеивание слоями кусочки бумаги. Полученные формы часто декорируются в технике декупажа или других приемов бумаги, природного сырья.
Папье-вабоско или торсион-папье – изготовление изделий из крученной бумаги. В этой технике делаются разнообразные шкатулки, сувениры, корзинки, рамки, панно, аксессуары, декоративные вазы, сувениры и др.
Оригами – искусство сложения бумаги, или эту технику называют искусством целого листа. Киригами - допускает работу с ножницами, надрезы при работе с бумагой. Мокрое складывание использует смоченную водой специальную бумагу, содержащую водорастворимый клей, придающий пластичность в изготовлении различных фигурок и цветов. Модульное оригами – складывание из многих одинаковых элементов (модулей) осуществляется крепление за счет силы трения, однако для больших конструкций используется клей.
Хандигырим (бумажная живопись) – техника, основанная на уникальных свойствах материала – оригинальной корейской бумаге ручного производства (ханди) и работы имеют сходство с акварельной или масляной живописью.
Наряду с указанными популярными видами в художественном творчестве применяются известные техники: аппликация, коллаж, инкрустация, плетение, ажурная вырезка, бумагопластика и др.
2. Художественные работы из природных материалов.
Осибана – выполнение картин, панно в технике прессованной флористики из листьев, цветов, пуха и др.
Икебана – искусство составления букетов цветов. Топиарии – традиционный вид садоводства - формирование определенной формы деревьям и кустарникам с мелкой листвой (колонны, беседки, геометрические формы). В современном интерьере топиарии – это напольные или настольные искусственно созданные деревья небольшого размера в декоративной посуде из природных и разнообразных материалов, которые сейчас называют «деревьями счастья» и их используют в качестве сувенира или подарка.
Карвинг – техника резьбы из овощей и фруктов, создание неповторимых образных композиций, которые применяются как оформление, сервировка праздничного стола.
3.Художественные работы из стекла.
Фюизинг – техника спекания специального высококачественного стекла при высоких температурах.
Тиффани – техника резки и соединения цветных стекол с помощью фолии (медной полоски) в витражные композиции.
Лэмпворк - техника работы со стеклом (цветным) с использованием горелки или лампы для придания желаемой формы: бусины, подвески, мелкая пластика и др. Популярными и дорогими украшениями являются изделия из муранского стекла.
Аппликационный витраж – техника имитации производства классического витража с использованием декоративных искусственных пленок с различными свойствами и свинцовых лент с эффектом золота, серебра, латуни.
Роспись витражными красками – несложный и доступный способ декорирования стекла и стеклянных изделий, создавая имитацию витража или живописную поверхность. Витражные краски бывают: с обжигом и без обжига.
4. Художественные работы с текстильными материалами.
Квилт, пэчворк - лоскутное шитье, при котором сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. Техника квилт первоначально использовала войлочную основу, а сейчас в этой технике лоскуты сшиваются в произвольной форме, создавая художественные композиции.
Фелтинг – технология валяния из шерсти, в процессе которого создаётся войлок. Из шерсти можно придать различные по форме и объему предметы или сделать рисунок как декор на ткани и на войлоке. Выделяется два вида: сухое (с помощью специальных игл) и мокрое валяние. Популярными изделиями являются: игрушки, декоративные панно, головные уборы, одежда и разнообразные украшения и др.
Канзаши – изготовление украшений, цветов из атласных лент, шифона, органзы и других тканей для украшения волос, одежды и самостоятельных декоративных композиций.
Вышивка лентами – вид художественного рукоделия с помощью иглы и цветных атласных и шелковых лент различной ширины.
В современном художественном пространстве существует огромное количество разновидностей и направлений ручного творчества, активно вовлекающих не только профессиональных художников, но самодеятельных и народных мастеров. Хотелось бы обратить внимание, что данные направления пронизывают культуру различных стран, вовлекая традиционные виды и техники из различных этнических культур. Изготовление предметов объединяет людей в клубы, сообщества по интересам, где существует потребление своей субкультуры.
Таким образом, постмодернизм как современное направление художественной культуры проявляется, прежде всего, в размывании морфологических рамок искусства. Сегодня можно убедительно говорить о слиянии самодеятельного и профессионального творчества, о проникновении элементов глобализации в искусство. Происходит процесс синкретизма в искусстве, где объединяются и соединяются творческие методы самых разнообразных его видов и жанров.
Жученко О.Г., директор МАУ ДО г. Хабаровска
«Центр детского творчества «Народные ремесла»