Бархат- король тканей, и ткань королей.
Бархат был символом достатка, преемственности, преклонения. Название его произошло от немецкого слова Barchent. Первыми оценили красоту бархата жители Апеннинского полуострова, затем французская знать, а за ними – англичане и русские.

Бархат – ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. В качестве основы может быть шёлк, хлопок, шерсть.

Ворсовую нить при прядении вытягивают с помощью специальных приспособлений, металлических прутков, так, чтобы она образовывала на лицевой стороне петельки. Затем их разрезают или оставляют неразрезанными. В первом случае бархат называется разрезным, а во втором – неразрезным или петельчатым.

Одни историки приписывают технику изготовления бархата китайцам, другие – ткачам древней Индии. Как бы то ни было, бархат пришёл в Европу с Востока в XII веке. Вывозили византийский и арабский бархат, но спрос на него был огромен, мягкую, нежную и красиво драпирующуюся ткань быстро оценили. За неё готовы были платить большие деньги, бархат оценивался наравне с редкими ювелирными украшениями.

В 1247 году в Венеции местные ткачи изготовили необычайный по красоте бархат на шёлковой основе с золотой нитью. Этот бархат имел довольно трудоёмкое изготовление, применялись дорогие красители. Венецианский бархат получил статус самой престижной ткани. Затем роскошную ткань начали производить ткачи Генуи, Флоренции, Милана.

В XIV столетии в Италии выпускали бархат разного цвета. Бархат был необычайно популярен, а в эпоху поздней готики и Ренессанса появился узорный бархат. Часто рисунки создавались известными художниками. В эпоху барокко появился многоцветной бархат.

Из бархата шили праздничные одеяния королевские особы и придворная знать, высшие иерархи церкви, их наряды украшались золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Самые богатые люди могли позволить себе из бархата плащи, пояса, попоны для коней, отмеченные геральдическими символами. Вся светская знать старалась подчеркнуть своё достоинство и высокое социальное положение хотя бы шапкой, сшитой из бархата.


В каждом семействе хранились бархатные одеяния и передавались по наследству из поколения в поколение. Часто в завещаниях бархат упоминался вслед за недвижимостью, впереди драгоценностей и денег. Наиболее богатые и знатные демонстрировали не только одежду на себе, но обивали мебель и драпировали стены и даже военные шатры и погребальные повозки.
Постепенно расширялось производство бархата и во Франции, но спрос на него не уменьшался, бархатные наряды стоили дорого, тщеславные щеголи разорялись, приобретая дорогую одежду. Самые богатые запасы бархатных тканей находились в Италии.

На портретах известных живописцев, изображающих королей и высокую знать, мы можем увидеть их в лучших бархатных нарядах.

Роль бархата в истории человеческих страстей оказалась наравне со страстью к драгоценным камням и металлам.


ХX век с его свободой и демократией казалось бы должен был отказаться от королевской ткани, воплощающей аристократизм. Но нет, новые технологии сделали бархат ещё более роскошным и доступным, а способы использования его помогли смириться тем, кто «за свободу и демократию». Он до сих пор является любимым материалом кутюрье. В 1938 году публика могла бы удивиться – знаменитая Мадемуазель изменила своим принципам, и создала костюм из бархата. За Шанель последовали другие знаменитые кутюрье – Скиапарелли, Бальмен, Роша, Фат, Диор, Живанши, Унгаро, Вествуд, Готье, Ив Сен Лоран (его дамский смокинг из бархата) и многие, многие другие.

 Бархат дарит ощущения счастья и тепла, он не собирается покидать подиум, продолжая своё победное шествие, как и сотни лет назад.

 

Источник

Фото с просторов интернета